Диплом

«ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

»Diploma «GREAT SILK ROAD»

"GSR"

Diploma «GREAT SILK ROAD» "GSR"

The diploma of the «GREAT SILK ROAD» was established in the framework of the preservation of cultural and spiritual heritage of the peoples of Asia and Europe, a reflection of the great and historic features of the «Great silk road».

For reception of the diploma applicants should hold a radio with 12 countries for which supposedly passed trade ways, out of the total list of countries the diploma programme.

The essential one is a radio communication with the Republic of China (BY).

Valid QSO from 01.01.2000г.

Do not count the QSO’s carried out with the radio stations, using in their work the remote remote access (Remote operation). Is allowed to carry out QSO’s with moving objects.

Repeated QSO’s shall be permitted only when working with special radio stations that are in the mode expeditions.

The list of countries for which allegedly took place the branch "of the Great silk Road".

 
 
 
Страна
Country
Callsign Prefix
 
 
 
 
1
Китайская Народная Республика
CHINA
BY
2
Монголия
Mongolia
JT - JV
3
Республика Казахстан
Kazakhstan
UN/UO/UP/UQ
4
Российская Федерация
Russia
R/RA/
5
Киргизская Республика
Kyrgyzstan
EX
6
Республика Узбекистан
Uzbekistan
UK/UJ/UI - UM
7
Туркменистан
Turkmenistan
EZ
8
Республика Таджикистан
Tajikistan
EY
9
Республика Индия
India
VU
10
Исламская Республика Пакистан
Pakistan
AP
11
Исламская Республика Афганистан
Afghanistan
T6/YA
12
Исламская Республика Иран
Iran
EP
13
Республика Ирак
Iraq
YI
14
Сирийская арабская Республика
Syria
YK
15
Турецкая Республика
Turkey
TA
16
Ливанская Республика
Lebanon
OD
17
Иорданское Хашимитское Королевство
Jordan
JY
18
Королевство Саудовская Аравия
Saudi Arabia
HZ
19
Государство Израиль
Israel
4X
20
Азербайджанская Республика
Azerbaijan
4J
21
Республика Армения
Armenia
EK
22
Грузия
Georgia
4L
23
Украина
Ukraine
UR
24
Греция
Greece
SV-SZ
25
Италия
Italy
I




The application must contain all the basic information about the radio: the date , time , call sign of the station of the applicant, call sign of the correspondent, the reports, mode, the name of the country correspondent.

In the preamble (cap) should be specified the full postal address of the applicant, name ,surname, call sign , e-mail address.

The application is accepted in formats: MS WORD, MS EXCEL or plain text file.

Diplomas are issued in two variants:

1. Paper version.

Prepared the application on the basis of an extract from the hardware log, should be sent to the address of the diploma of Manager. The size of remuneration and expenses specifies the Manager at the time of application.

2. The electronic version.

At applicant's request the diploma is issued in electronic form in the form of a high-quality PDF file , which is given to the applicant after verification of the applications for the diploma. In case of positive decision the verification of the application, the Manager sends a special notification with the address to download the electronic file of the applicant.

Manager of the diploma: Arthur ZakrzevskiyUN6QC@YANDEX.RU

 


 

Диплом «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» учрежден  в рамках сохранения культурного и духовного наследия народов

Азии и Европы, отражения  великой и  исторической функции «Великого шелкового пути».

 

Для получения диплома соискателям необходимо провести радиосвязи с 12 странами по

которым предположительно проходили торговые пути, из общего списка стран по дипломной

программе.

Обязательным является одна радиосвязь  с Китайской Народной Республикой (BY)

В зачет на диплом разрешается проведение радиосвязей  на всех  любительских

диапазонах, любым  видом излучения с 01.01.2000г.

 

Не засчитываются радиосвязи  проведенные  с радиостанциями, использующими в своей работе 

удаленный дистанционный доступ (Remote operation). Разрешается  проводить радиосвязи  с

подвижными объектами.

 

Повторные радиосвязи разрешаются только при работе со специальными радиостанциями,

которые находятся в режиме радиоэкспедиции. .

 

Список стран

по которым предположительно  проходили ветки "Великого Шелкового Пути".

 

 

 

Страна

Country  Callsign Prefix

 

 

   

1

Китайская Народная Республика

CHINA BY

2

Монголия

Mongolia
JT - JV 

3

Республика Казахстан

Kazakhstan UN/UO/UP/UQ

4

Российская Федерация

Russia R/RA/

5

Киргизская Республика

Kyrgyzstan EX

6

Республика Узбекистан

Uzbekistan
UK/UJ/UI - UM 

7

Туркменистан

Turkmenistan EZ

8

Республика Таджикистан

Tajikistan EY

9

Республика Индия

India VU

10

Исламская Республика Пакистан

Pakistan AP

11

Исламская Республика Афганистан

Afghanistan T6/YA

12

Исламская Республика Иран

Iran EP

13

Республика Ирак

Iraq YI

14

Сирийская арабская Республика

Syria YK

15

Турецкая Республика

Turkey TA

16

Ливанская Республика

Lebanon OD

17

Иорданское Хашимитское Королевство

Jordan JY

18

Королевство Саудовская Аравия

Saudi Arabia HZ

19

Государство Израиль

Israel 4X

20

Азербайджанская Республика

Azerbaijan 4J

21

Республика Армения

Armenia EK

22

Грузия

Georgia 4L
23 Украина Ukraine UR
24 Греция Greece SV-SZ

25

Италия

Italy I

 

 

 

Заявка должна содержать все основные данные о радиосвязи:  дату , время , позывной станции

-заявителя, позывной  корреспондента, рапорт, диапазон, вид излучения, наименование страны

корреспондента.

В преамбуле (шапке) должен быть указан полный почтовый адрес заявителя,  фамилия

,имя, отчество, позывной , электронный адрес.

  

 

Заявка принимается в форматах:  WORD, EXEL или обычном текстовом файле.

Дипломы выдаются в двух вариантах:

1.Бумажный вариант.

Составленная заявка  на основании выписки из аппаратного журнала, должна быть выслана в адрес дипломного менеджера. Размер оплаты и расходов уточняется у менеджера на момент составления заявки.


2. Электронный вариант.

По желанию соискателя диплом выдается в электронной форме в виде качественного PDF файла , который предоставляется  соискателю после проверки заявки на диплом. В случае положительного решения при проверке заявки, менеджер высылает специальное уведомления с адресом для скачивания электронного файла соискателем.

Менеджер диплома: Артур Закрзевский UN6QC@YANDEX.RU


 

Исторические сведения по материалам книги академика Эдварда Ртвеладзе "Великий Шелковый путь",  

 

Города, страны и история Шелкового пути. Карта. Шелковый путь в истории Центральной Азии. Карта Великого Шелкового пути

Начало функционирования Великого Шелкового пути относится ко второй половине II-го века до нашей эры, когда дипломат и разведчик Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный край - страны Средней Азии. Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная эллинами и македонянами в процессе походов Александра Македонского и селевкидского полководца Демодама, вплоть до Яксарта - Сырдарьи. Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Среднюю Азию, разведанная Чжан Цзянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.

 

Выдающуюся роль в соединении двух великих цивилизаций - западной и дальневосточной сыграли народы Средней Азии (Центральной Азии), которые, несомненно, являлись проводниками, как той, так и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому Шелковому пути пойдут, как об этом свидетельствуют китайские и греко-римские источники, торговые караваны и дипломатические посольства.

 

Название "Великий Шелковый путь" связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком. В конце II-го века до н. э. шелк познакомил два мира - Запад и Восток по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге. Но было бы несправедливо сводить значение Великого Шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи.

 

Культурные, духовные, политические и экономические связи так же, как системы определенных караванных дорог, соединяющих различные страны и историко-культурные области Ближнего и Среднего Востока, начали осуществляться, по-видимому, уже в эпоху неолита, в период сложения раннеземледельческих культур и получили широкое развитие в цивилизациях эпохи бронзы. Об этом свидетельствуют разнообразные находки, чаще всего украшения и предметы утвари, далеко от мест их происхождения.

 

С появлением крупных государств, взявших на себя функции прокладки дорог и обеспечение относительной безопасности продвигавшихся по ним торговых караванов, дипломатических посольств, можно говорить о регулярном их строительстве и использовании.Создание великой Ахеменидской державы, объединившей гигантскую территорию от Греции и Египта до Средней Азии и Индии, несомненно, способствовало более тесному знакомству и общению между населявшими её многочисленными племенами и народами, исследованию ранее неизвестных территорий. Согласно Геродоту (V в. до н.э.), "... большая часть Азии стала известна при Дарии I (521-489 г.г. до н.э.). Царь хотел узнать, где Инд впадает в море... Дарий послал для этого на кораблях людей, правдивости которых он доверял". Войны, которые вели Ахемениды, также способствовали знакомству тех или иных народов с дальними странами. Известно, что в составе войск имелись воинские контингенты среднеазиатских народов: бактрийцев, согдийцев, саков, дахов, сражавшихся непосредственно на территории материковой Греции в Элладе, Аттике, Беотии, Фивах, принимавших участие во взятии Афин.

 

Фрагментарные описания дорог, ведущих с Запада на Восток, встречаются и в некоторых греко-римских и парфянских источниках.

 

Вместе с тем первое подробное описание пути из Восточного Средиземноморья от города Гиерополя до Серики было составлено македонянином Маем. Он не был в стране серов (китайцев), а пользовался донесениями своих агентов, которые в свою очередь собирали сведения о восточном участке пути у жителей Средней Азии.

 

Согласно этим источникам и археологическим данным, в первые века до новой эры - первые века новой эры Запад и Восток соединяли три основные трансконтинентальные дороги: Южная, Морская, вела из Египта в Индию. Она начиналась в портах Миос Хормос и Береника на Красном море и вела в обход Аравийского полуострова к трем главным портам, расположенным на западном побережье Индии: Барбарикон в дельте Инда, Баригаза на реке Нармада и гавани Мимирика на юге полуострова - от Нила до Суэца по каналу корабли выходили в Средиземное море и далее к Риму. Этот канал, шириной 45 м, был построен еще при фараоне Нехо (610-595 г.г. до н.э), а затем восстановлен по распоряжению Дария I. Из индийских портов дороги расходились как в глубь полуострова Индостан, так и на север, в Бактрию. Из Индии Морской путь шел далее в обход полуострова в страны Юго-Восточной Азии.

 

Вторая дорога - собственно Великий Шелковый путь начиналась в Риме и через Средиземное море выходила к сирийскому городу Гиерополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вела в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок дороги начинался в Арее. Из Ареи дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую, отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток.

 

Северная дорога пересекала Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) и далее она также расходилась по двум направлениям: от Термеза и переправ Шуроб, Чушка - Гузар и Кара-Камар по долине реки Шерабад выводила к Железным Воротам, расположенным в Западном Гиссаре, в 8 км к северо-западу от кишлака Дарбант (Дербент).

 

Западный Гиссар - мощная горная система, включающая множество мелких и больших хребтов, в том числе Кугитанг и Байсунтау, являлась естественной границей между Бактрией и Согдом, между двумя древнеземледельческими оазисами - Сурхандарьинским и Кашкадарьинским. Издревле здесь по горным проходам через перевалы и по долинам рек пролегали караванные дороги и тропы, проходил основной и по существу единственный путь торговых караванов и воинских соединений, следовавших из центральных областей Азии в Бактрию - Тохаристан и Индию и, наоборот, из Индии в Бактрию, Согд, Бухару и Чач. Эта важнейшая стратегическая дорога в ряде узловых пунктов была укреплена мощными фортификационными сооружениями. Одно из них расположено на северной окраине Шерабада, где в начале XVIII в. Шералихан из племени кунград, именем которого назван нынешний Шерабад, выстроил крепость. Здесь, на высоких лессовых холмах, уже в раннекушанское время находилось большое городище Кафиркала (Крепость неверных) с мощной фортификацией, полностью контролировавшей проходящую вдоль реки дорогу, которая выходила из горного ущелья Нондахана на равнину. Далее в 4 км к северу от Кафиркалы скалы настолько близко смыкаются, что в узком проходе остается лишь место для реки и проходящей вдоль нее неширокой дороги. С восточной стороны реки на высокой скале находится древнее фортификационное сооружение. Его доминантой является мощный форт Нондахана, расположенный на самом краю скалы, с севера круто обрывающейся к реке Шерабад.

 

Миновав проход, дорога вдоль реки Шерабад шла на север, а затем в районе кишлака Дербент поворачивала на запад. Здесь, в четырех километрах к западу от кишлака через всю Шерабадскую долину проходят скалистые гряды, поверх которых в кушанское время была выстроена стена из сырцового кирпича шириной 6, 5 м, длиной около 2 км, заканчивающаяся в южной части мощной крепостью. Это была пограничная стена Кушанскоео царства, отделявшая её от Кангюя. Далее дорога подходила к Железным Воротам - горному проходу, неоднократно упоминаемому под различными названиями: Дар-и Ахании, Бабаал-Хадид., Темур-капыг, Темыр-кахалга в средневековых арабо-персидских письменных источниках и тюркских рунических надписях.

 

От Железных Ворот дорога выводила к Акрабату, где в средневековье находилось согдийское селение Кендек, а затем поворачивала на север, пересекала долину Урядарьи, кишлак Карахаваль и по ущелью Камдареаза выходила в область Кеш (современный Шахрисабз и Китаб) и далее в древнюю Мараканду. Это был кратчайший путь из Тохаристана в Самарканд. Из Мараканды через Голодную степь дорога выходила в область Чач (современный Ташкентский оазис), Фергану и через перевал Терек-Давань в Восточный Туркестан.

 

Другое направление этой дороги от Тармиты по долине Сурхандарьи шло в горную страну, населенную комедами, которая, по предположению ряда ученых, локализуется в Каратегине - области, находившейся к северо-востоку от Душанбе. Далее дорога подходила к так называемой Каменной Башне, а от нее шла к стоянке торговцев.

 

После стоянки торговцев Великий Шелковый путь обходил с северной и южной сторон огромную пустыню Такла-Макан. Южный участок дороги шел через оазисы Яркенда, Хотана, Ний, Мирана и в районе Дуньхуана соединялся с северным участком дороги, который до этого пересекал оазисы Кизила, Кучи, Турфана. Далее дороги шла на восток вдоль Великой Китайской стены и подходила к столице Небесной империи Чаньань. Хотя в письменных источниках нет на то конкретных указаний, но есть предположение, что далее Великий Шелковый путь продолжался до Кореи и Японии И заканчивался в древней столице этого государства Наре.

 

Другое среднеазиатское ответвление этой дороги имело иное направление: из Антиохии Маргианской - древнего Мерва оно шло через пески Каракумы, пересекало Окс, затем выходило к Бухаре, оттуда в Мараканду, Чач, Фергану и далее в оазисы Восточного Туркестана.

 

Наконец, третья трасса Великого Шелкового пути - Степной путь проходил к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья, находившихся в первых веках нашей эры под властью Боспорского царства и Римской империи. Основные города этой области: Тиры, Ольвия, Херсонес, Пантикапея, Фанагория имели оживленные торговые связи со странами Средиземноморья, скифскими и сарматскими племенами и, вероятно, с более отдаленными областями.

 

Огромную роль в торговых и культурных связях между Причерноморьем и Средней Азией играли сарматские племена, особенно аорсы и аланы, занимавшие огромную территорию между Приаральем и Причерноморьем.Степная дорога, вероятно, шла от выше упомянутых городов через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекала южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через Южный Казахстан выходила на Алтай и в Восточный Туркестан, где, вероятно, соединялась с основной трассой Великого Шелкового пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

 

Северная трасса Великого Шелкового пути была более сложной для прохождения, поскольку многие десятки километров она проходила по безводным степям, лишенным городов и поселений, где торговые караваны подвергались набегам различных племен, не признававших чью-либо власть, в отличие от южных дорог, находившихся под контролем государств - будь то Парфянское или Кушанское.

 

Великий Шелковый путь был не только дорогой торговых караванов, а и дорогой этнических миграций. Именно по ней, начиная с I-го тысячелетия до нашей эры, с Востока на Запад шли бесчисленные потоки кочевых племен: скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, мадьяры, печенеги, и "нет им числа".

 

Помимо трех основных трасс Великого Шелкового пути, существовали и другие дороги, посредством которых все эти три трассы соединялись между собой. Так, из морских портов Западного побережья Индии ряд дорог вел на север и через Хайберский перевал они выводили в Бактрию, где соединялись с основной трассой Великого Шелкового пути. В столице Согда - древней Мараканде начинался Кавказский Шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа, а затем по так называемой Дарвинской дороге подходил к перевалам хребта: Клухорскому и Марухскому и спускался к городу Цхуми. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к городу Константинополю - столице Византийской империи. Особое значение Кавказский Шелковый путь приобрел во 2-й половине VI в. нашей эры, когда Сасанидская империя закрыла проход торговых караванов с шелком через свою территорию в Византию.

 

Важная дорога шла из Нижнего Поволжья вдоль западного берега Каспийского моря через Каспийские Железные Ворота - Дарбанд на юг в древнюю Албанию и Парфию, соединяя северную и основную трассы Великого Шелкового пути. Именно по этой дороге, поступали на Северный Кавказ и в южнорусские степи индийские и египетские товары. Вероятно, по этой причине здесь в достаточно большом количестве найдены египетские амулеты. Считается, что эти амулеты изготовлялись в египетских городах Александрии и Навкратисе.

 

Несмотря на очень сложные природные условия, множество путей проходили из северных районов Средней Азии и оазисов Восточного Туркестана через перевалы Памира в Кашмир и далее на юг в Индию. Вот как описывается путешествие по одной из таких дорог двадцати пяти монахов во главе с Ши Таньуцзе, шедших на поклонение буддийским святыням Индии: "Они оставили за собой царства Куча и Кашгар, поднялись на горы Памира, перевалили Снеговые горы (Гималаи). Ядовитые пары давили на них с тысячной силой, наледи вздымались ввысь на десять тысяч ли, а под ними была большая река, которая неслась стрелой. Мостом с восточного на западный берег служили толстые веревки.… Они шли три дня и вновь поднялись на большие заснеженные горы. Отвесная скала стала перед ними стеной, такой гладкой, что не упереться ногами. ... У каждого из спутников было по четыре колышка. Они выдергивали нижние колья и карабкались на верхние, так попеременно взбираясь, то на одни, то на другие. Только к концу дня они выбрались на ровное место. Здесь они подождали отставших и произвели счет потерям. Они потеряли двенадцать человек".

 

Значительная часть евразийского материка была покрыта густой сетью дорог, составляющих собственно Великий Шелковый путь, по которому шел интенсивный обмен материальными и духовными ценностями, причем своеобразным ретранслятором являлась Центральная Азия. В типологическом ракурсе эти дороги могут быть представлены следующим образом: межконтинентального значения (Великий Шелковый путь, связывающий два континента: Азию и Европу); континентального значения (коммуникации, связывающие различные регионы одного континента: Бактрию и Индию, Бактрию и Китай); регионального значения (коммуникации внутри какой-либо части континента - Центральная Азия, дорога между Бактрией и Согдом, Бактрией и Хорезмом); областного значения (коммуникации между крупными населенными пунктами внутри определенной историко-культурной области; местного значения (коммуникации между городом и населенными пунктами округи); тропы и тропинки между селениями внутри округи.

 

Расстояния на различных типах дорог могли занимать: межконтинентальные - до 10 тысяч километров, континентальные - несколько тысяч километров; местные - несколько десятков километров; тропы и тропинки - от нескольких сот метров до несколько десятков километров (горные, тропы к охотничьим угодьям и пастбищам). Так в среднем однодневный путь, пройденный караваном, занимал 23-26 км.

 

 

Государственное научное издательство "Узбекистон миллий энциклопедияси",

Ташкент

 

 

Полезные ссылки:

Отзыв о путешествии по Средней Азии. 5-19 сентября 2010 г. >>>

Объекты Всемирного Наследия ЮНЕСКО на Великом Шелковом пути >>>

Путешествуйте по Великому Шелковому пути с OrexCA.com >>>

 

Доклад И.Н. Никитенко

Одним из замечательных достижений древних цивилизаций по праву считается Великий Шелковый Путь. Впервые в истории человечества на гигантских просторах от Средиземноморья до Тихого океана он соединил различные страны и народы, связал их материальную, художественную и духовную культуры. Многие века по этому пути осуществлялся обмен идеями, технологиями, ремеслами, верованиями. В хрониках запечатлен подвиг отважных первопроходцев, преодолевавших пустыни и горы в поиске неведомых стран, сокровищ и приключений. Путешественников не пугало ничто - ни многотрудный путь, занимавший долгие годы, ни грозные, воинственные кочевники, нападавшие на караваны, ни безводные азиатские пустыни, в которых песчаные бури нередко так заносили дороги, что их направление можно было отыскать только «по костям людей и животных».

Шелк и изделия из него сопровождают человека многие тысячи лет. По разным причинам шелковая промышленность переживала взлеты и падения, снижение интереса к шелку сменялось «шелковыми лихорадками», поднималась и падали цены на шелковые товары, но и сегодня шелк - основное сырье для самых различных отраслей народного хозяйства, и нам еще предстоит открыть новые возможности его применения.

История шелководства своими корнями уходит вглубь веков. Секрет изготовления шелка открыт китайцами более четырех

тысячелетий назад. Однако, многие исследователи отодвигают этот срок еще на тысячу лет, а Фава и Витт, известные западноевропейские шелководы прошлого века, утверждают, что шелк, получаемый из коконов шелковичного червя, известен в Китае уже 7000 лет.

Нет единого мнения и о том, кто первыми после китайцев овладел искусством изготовления шелковых тканей. Вполне вероятно, что это были индусы, но есть и другие мнения. Согласно древним историческим хроникам, шелковая промышленность (правда, не в том виде, в каком знаем мы ее) около IV столетия до нашей эры из Китайской империи проникла вначале в Японию и только потом в Индию.

В период расцвета греко-римского Египта (IV - I вв. н. э.) все более расширяются торговые связи государств, расположенных на Средиземноморском побережье, хотя первые морские торговые походы египтян, судя по всему, начались значительно раньше - в середине III тысячелетия до нашей эры. Но лишь с середины II века до нашей эры индийские торговые корабли стали регулярно прибывать в Египет и среди разнообразных товаров привозить туда шелковые ткани. Если верить древним источникам, это были все же не индийские шелка, а китайские. Индия выступала лишь как посредник в торговле.

В Риме шелк начали носить в 46 г. до н. э., но чрезмерное употребление очень дорогой ткани считалось аморальным. В 16 г. до н. э. Сенат особым указом запретил людям «бесчестить себя, одеваясь в шелк». Однако источник получения шелка - шелковичный червь - стал известен в Греции только в IV в., хотя о нем упоминается в работах Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), в частности в трактате «История животных» и несколько позже в трудах Плиния Старшего (23/24 - 79 гг.). Вероятно, Аристотель использовал сведения о шелкопряде, полученные из рассказов людей, посещавших другие страны.

В IV -VI вв. производство шелка перестает быть монополией Китая, с ним знакомятся Средняя Азия, Корея, Япония, Индия. О том, зародилось ли шелководство в этих странах самостоятельно, или проникло из Китая, а если было заимствовано, то каким путем, почти ничего неизвестно. На этот счет существуют лишь многочисленные легенды и предположения.

В Европу (первоначально в Испанию) шелководство, по всей вероятности, пришли через Византию и арабские страны. До VIII в. шелк был известен во многих государствах, но лишь как товар, приводимый из дальних стран. Широкое распространение в Европе шелководство, в собственном смысле этого слова, получило только в XIII в.

В России первые попытки разведения шелкопряда предпринимались при царе Михаиле Федоровиче (1596 - 1645 гг.). Позже царским указом были заложены плантации шелковицы (кормового растения тутового шелкопряда) под Москвой, в селе Измайлове. Петр I запретил истребление существующих плантаций и приказал создать новые в Астрахани и Ахтубе. Делались попытки заняться шелководством при дворах Екатерины II и Павла I.

Вся предыстория и подлинная история шелководства, опирающаяся на документы, сопровождается легендами, домыслами и романтическими описаниями трудностей и приключений на сложном Великом Шелковом Пути - так называлась торговая караванная дорога, связывающая Китай с Передней Азией через Среднюю Азию и далее с Европой.

Начало возникновения Великого Шелкового Пути относится ко второй половине 2 века до н. э., когда дипломат Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный Край - страны Средней Азии. Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги - одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная эллинами и македонянами в процессе походов Александра Македонского и селевкидского полководца Демодама, вплоть до Яксарта (Сырдарьи), и другая, ведущая с Востока, из Ханьской Империи в Среднюю Азию.

Понятие “Великий Шелковый Путь” связано с драгоценным в то время товаром - шелком, познакомившим два разных мира: Запад и Восток. Впервые этот термин употребил в 1877 г. немецкий ученый Фердинанд Рихтгофен в своем классическом научном труде “Китай”. Так он назвал систему дорог, связывавших различные части обширного евразийского материка.

Шелковый путь оказал огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали крупные и малые торговые города и поселения, и особенно испещренной караванными путями была Центральная Азия. Этот регион пересекали десятки торговых маршрутов. Здесь происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этого региона принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений в страны Внутренней Азии и Дальнего Востока.

Великий Шелковый путь начинался в Риме и через Средиземное море выходил к сирийскому городу Гирополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вел в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок начинался в Арее (Герат). Отсюда дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую (Мерв), отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток.

Северная дорога пересекала Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) и далее расходилась по двум направлениям: от Термеза и переправ Шураб, Чушка-Гузар и Кара-Камар по долине р. Шерабад выводила к Железным Воротам, расположенным в Западном Гиссаре, в 8 километрах к северо-западу от поселения Дербент (Дарбант). По горным проходам через перевалы и по долинам рек Куштанга и Байсунтау проходил основной и, по существу, единственный путь торговых караванов и воинских соединений, следовавших из центральных областей Азии в Бактрию, Тохаристан и Индию и, наоборот, из Индии в Бактрию, Согд, Бухару и Чач.

Путь этот от Дербента пролегал мимо городища Кафиркала, возникшего уже в раннекушанское время на северной окраине современного г. Шерабада, затем через уже упомянутые Железные Ворота выходил к Акрабату, где в средневековье находилось согдийское поселение Кендек. Далее путь поворачивал на север и пересекал долину Урядарьи, кишлак Карахаваль, выходя по ущелью Камдарваза в область Кеш (современные Шахрисабз и Китаб) и затем в Мараканду. Это быль кратчайший путь из Тохаристана в Самарканд, гораздо короче, чем путь через Гузар. Из Мараканды через Голодную Степь дорога выходила в область Чач (современный Ташкентский оазис), Фергану и через перевал Терек-Давань в Восточный Туркестан.

Другое направление этой дороги от Тармиты по долине Сурхандарьи шло в страну, населенную комедами (области, находившейся в Каратегине), далее доходила до Каменной Башни (Алайская долина), после которой дорога выходила за пределы Средней Азии в Восточный Туркестан. Другое Среднеазиатское ответвление этого пути имело иное направление: из Антиохии Маргианской (древнего Мерва) оно шло через пески Каракумы, пересекало Окс, затем выходило к Бухаре, оттуда в Мараканду, Чач, Фергану и далее в оазисы Восточного Туркестана.

Третья трасса Великого Шелкового Пути - Степной Путь, проходил к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья, далее - через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекал южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через южный Казахстан выходил на Алтай и Восточный Туркестан, где соединялся с основной трассой Великого Шелкового Пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

Большое значение для развития экономики и культуры Западного Согда имела бухарско-самаркандская трасса Великого Шелкового Пути и ее региональные ответвления. Все они окончательно сложились в конце V - начале VI вв. Новый отрезок Великого Шелкового Пути, пролегавший по левобережью Зеравшана, был гораздо более удобным и эффективным, нежели старый маршрут (через верховья Амударьи). В дальнейшем он стал основным и за ним закрепилось соответствующее название - «Шахрох» («Главный путь»). С переносом основной трассы Великого Шелкового Пути в долину Зеравшана сюда сместился также эпицентр экономического и культурного прогресса в масштабах всей Средней Азии.

Понятие «Центральная Азия» - достаточно условное. Границы ее территории многие исследователи определяют по-разному. Тем не менее, этот регион был средоточием древних цивилизаций, отсчитывающих свою историю задолго до 1500 года до н. э. Великие торговые города, такие как Кашгар, Коканд, Самарканд, Бухара, Хива, Куня-Ургенч, Мерв и Нишапур, возникли на пересечении Шелковых путей. Связывая Турцию, Кавказ, Западный Китай, Иран, Афганистан и Индию, караванные тропы превращали их в одну огромную культурную и экономическую зону. Свободные передвижения людей и идей по этой территории способствовали появлению ряда выдающихся энциклопедистов, ученых, поэтов и философов и их школ - Ибн Сино, Беруни, аль-Фаргони, аль-Хорезми, Рудаки, Навои. Величественные средневековые мавзолеи, мечети и медресе Центральной Азии свидетельствуют об утонченном мастерстве ремесленников. По сей день сохранившие свое очарование Бухара, городское ядро Хивы - Ичан-кала, темуридские шедевры Самарканда и Шахрисабза являются весьма драгоценным и хрупким наследием. Веками древние строения испытывали на себе влияние сурового климата, подвергались землетрясениям. Поэтому здесь постоянно ведутся реставрационные работы, которые, однако, иногда приводят к потере подлинности памятников. Следствием стремления в недавнем прошлом показать основные монументы исламского наследия как «Музей под открытым небом» стало то, что огромные районы вокруг отдельно выбранных зданий были разрушены. Дышащие древностью поселения с домами в традиционном стиле постепенно превращались в современную застройку.

Принимая во внимание .что охрана этого наследия на национальном уровне часто бывает недостаточной в связи с объемом средств, которые для нее требуются, и нехваткой местных экономических, научных и технических ресурсов, ЮНЕСКО - организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, включила в список Всемирного наследия целый ряд уникальных объектов Центральной Азии, в том числе хивинский комплекс Ичан-кала, исторические центры Бухары, Самарканда и Шахрисабза. Теперь они находятся под защитой международного сообщества, которое оказывает помощь в их реставрации и сохранении для грядущих поколений. К примеру, ЮНЕСКО выделила 90 тыс. долларов США на консервацию исторических памятников Чор-Минор в Бухаре и Тилля-Кари в Самарканде.

Народы многих стран сегодня стремятся изучить корни своей истории, понять истоки духовности, своей национальной причастности к мировой культуре. И потому совсем не случайно усиление в последние годы научного и общественного интереса к Великому Шелковому Пути, идее его возрождения как важнейшего канала взаимодействия культурных, экономических, туристических связей.

Великий Шелковый Путь представляет уникальную культурную ценность для человечества. Поэтому ЮНЕСКО уделяет особое внимание не только изучению, но и сохранению огромного наследия огромного наследия, оставленного древними народами нынешним поколениям.

ЮНЕСКО имеет для этого большие возможности. Созданная в 1945 г., на настоящий момент она объединяет около 190 государств и выполняет несколько основных функций. Среди них - проведение перспективных исследований, продвижение, передача и обмен знаниями и накопленной информацией, предоставление услуг лучших экспертов, подготовка и принятие международных актов и рекомендаций, обязательных для исполнения ее членами.

В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию о защите мирового культурного и природного наследия. 146 стран являются сторонниками этого соглашения, вовлекающего мировое сообщество в процесс признания, защиты и возрождения уникальных ценностей, которыми обладает человеческая цивилизация. Конвенция обеспечивает постоянную юридическую, административную и финансовую базу для международного сотрудничества в этой сфере. Ее реализация позволила сформировать «концепцию мирового наследия», преодолевающую все политические и географические границы. Международное сообщество, в соответствии с принятым соглашением, помогает странам в защите так называемых культурных и природных участков, отнесенных к мировым ценностям. Для их определения был составлен Список всемирного наследия. Сегодня в него внесен 721 подобный объект из более чем 100 стран. При этом, отдельно выделены участки, находящиеся в опасности - под угрозой разрушения, деформации или заброшенности. Работы, связанные с их защитой и восстановлением, финансирует Фонд всемирного наследия.

Эта обширная деятельность находится в прямой взаимосвязи с развитием культурного туризма. По данным ВТО, туризм является сегодня самой доходной отраслью человеческой деятельности. Эта индустрия после Второй мировой войны развивалась динамичнее любой другой. Международные эксперты считают, что в нынешнем столетии она не только сохранит, но и увеличит темпы своего развития. Так, если в 1998 г. ее доходы во всем мире составили около 445 млрд. долл., а число туристов достигло почти 650 млн. человек, то к 2010 г. специалисты прогнозируют удвоение - по сравнению с 1998 г. - количества путешественников, выезжающих за пределы своих стран. Соответственно, возрастет прибыльность, как самой отрасли, так и других, непосредственно с нею связанных. Давая постоянную и высокую прибыль, эта индустрия может способствовать сохранению участков Всемирного наследия, но - в равной степени, - может и создать для них угрозу деградации и исчезновения.

Анализ, проведенный Европейской Комиссией, выявил, что для 60 процентов туристов культура является основным предметом, интересующим их в путешествиях. Вполне закономерно, что 12-я сессия Генеральной Ассамблеи ВТО приняла решение о «Сохранении всемирного наследия для нового тысячелетия». Ее участники выразили убеждение, что международный туризм, представляющий уникальную возможность для взаимовыгодного обогащения и распространения культурных ценностей, является мощным фактором содействия диалогу цивилизаций.

Сегодня разработаны и действуют сотни маршрутов на всех континентах. Однако один из самых привлекательных и самый длинный в мире, имеющий протяженность 12 800 км, - Великий Шелковый Путь. Эта дорога, которая тысячи лет связывала Восток и Запад как двухсторонняя река цивилизации. К экспедициям торговцев, миссионеров и географов прошлых веков сегодня присоединились и туристы. Во многом благодаря организации маршрутов по Великому Шелковому Пути большая часть человечества ныне получила прямой доступ к глобальному наследию, не ограничиваясь географическими пределами.

В 1998 г. ЮНЕСКО объявила о начале десятилетнего проекта, названного «Интегральное изучение Шелкового пути - пути диалога». Он предусматривает широкое и всеобъемлющее изучение истории цивилизаций, установление тесных культурных контактов между Востоком и Западом, улучшение взаимоотношений между многочисленными народами, населяющими Евразийский континент. Возрождение Великого Шелкового Пути - это возобновление тысячелетнего диалога цивилизаций.

Уникальный проект, являющийся частью Декады мирового культурного развития ЮНЕСКО, стимулировал интерес к Шелковому пути во всем мире. Он был рассчитан на несколько лет и включал разные виды деятельности. Кроме того - отличался междисциплинарным подходом, дающим возможность в полном объеме изучить научные, технологические и культурные связи, которые существовали между Западом и Востоком, с целью поощрения дальнейших исследований на международном и национальном уровнях в рамках концепции мирового наследия. На церемонии представления одной из экспедиций проекта было подчеркнуто, что хотя Шелковый путь годами изучался археологами, историками, географами, этнологами, социологами и лингвистами, до этого времени никогда не было всесторонней, систематической и междисциплинарной экспертизы этой обширной сокровищницы человеческой истории.

Трансконтинентальные контакты развивали замкнутые системы сельских общин, расширяли кругозор людей, способствовали более интенсивному развитию интеллектуальной сферы. Разумеется, древние торговцы, движимые, в первую очередь, заботой о прибыли, едва ли имели в виду такой результат своей деятельности, но именно в этом и заключается феномен Великого Шелкового Пути, внесшего уникальный вклад в мировую цивилизацию.

И.Н. Никитенко